Вы здесь

Корпоративное обучение как инструмент формирования лояльности

Меня обучают - значит, меня ценят.
из разговора с сотрудником одной коммерческой организации

Кроме повышения квалификации, корпоративное обучение - мощный мотивирующий фактор, поскольку возможность собственного развития большинством сотрудников воспринимается как стимул к дальнейшей работе.

"Если меня обучают, значит, я нужен компании, значит, мои заслуги признаются, значит, я на хорошем счету и т.д." - именно так рассуждают сотрудники организаций, которые получают внутреннее обучение.

Плюсы для сотрудников

Осознавая собственную значимость для компании, сотрудник стремится ещё больше «заработать очков», ведь хорошего много не бывает. Желание быть «хорошим» для предприятия и возможность реализовать это через постоянное совершенствование своей компетентности постепенно трансформируется в стремление к развитию и карьерному росту, а это уже конкурентное преимущество на рынке. Вот и второй эффект от корпоративного обучения - стимулирующий дальнейшее стремление к развитию и карьерному росту. Такой сотрудник не только хочет работать, но и с готовностью берётся за выполнение более сложных задач.

Регулярное повышение профессиональной компетентности и вместе с ней постоянное изменение и усложнение решаемых задач позволяет сотрудникам быстрее адаптироваться к изменениям внутри организации. В этом заключается следующий эффект от обучения обеспечивающий более гибкое реагирование на организационные изменения.

Когда человек понимает, что компания связывает с ним определённые ожидания и возлагает на него более высокую ответственность, то начинает чувствовать себя избранным, при этом повышается уверенность в себе, обостряется чувство ответственности, сотрудник становится более дисциплинированным. Таким образом, обучение выступает в качестве фактора, стимулирующего личностные изменения.

Если вы хоть раз в жизни участвовали в тренинге, не зависимо от его основной темы, вспомните ваши чувства по отношению к группе в конце последнего дня. За три дня участники становятся ближе друг другу, сплачиваются в атмосфере взаимной поддержки и доверия. Так проявляется командообразующий эффект корпоративного обучения.

Итак, несмотря на то, что основная и очевидная цель обучения заключается в повышении профессиональной компетентности персонала, обучение может стать эффективным инструментом повышения лояльности и приверженности персонала к компании. Но может быть и по-другому…
 

Когда учение – не свет

Но обучение, которое призвано быть благом, очень легко может превратиться в бесполезное мероприятие, а иногда даже способно нанести вред.

Очень часто обучение оказывается бесполезным потому что неправильно определена цель. Главная беда, которая приводит к бесполезным тренингам - это неясные мотивы выбора программы тренинга и отсутствие четкого понимания, зачем, кого и чему нужно учить. В этом случае сотрудник, который не видит взаимосвязи обучения со своей деятельностью, просто не будет учиться. А если ещё на такое обучение отправлять людей в приказном порядке, то это не просто демотивирует и снизит лояльность, но и создаст реальную угрозу ухода сотрудника из компании.

Порой руководство без особой нужды хочет повысить уровень знаний и навыков сотрудников, научить их «про запас». От этого также пользы мало. Люди должны быть мотивированы на использование полученных знаний и навыков, иметь возможность их проявить. А получение избыточной квалификации "на халяву" нередко толкает людей на поиск лучших мест работы, где они могут реализовать свою избыточную квалификацию.

Иногда сотрудники просто не хотят учиться. Тренинг оказывается бесполезным из-за незаинтересованности персонала. Во многих случаях проведению тренингов должна предшествовать внутренняя PR-кампания и анализ рабочей среды, которая бы помогла правильно позиционировать обучение.

Также негативный эффект может вызвать нерегулярное, бессистемное обучение и отсутствие посттренингового сопровождения. В этом случае полученные на тренинге умения не доводятся до уровня навыков и теряются. Сотрудники не используют полученные технологии, обучение в их глазах обесценивается.

Известная мысль о том, что хорошую идею всегда можно испортить в случае с корпоративным обучением попадает в точку. В неумелых руках тренинг не только будет бесполезным с точки зрения приобретения новых знаний, умений и навыков, но и способен нанести вред, вплоть до полной потери сотрудником лояльности. А как известно, потерять доверие легче, чем обрести.

Центр психологического сопровождения бизнеса
"Чувствина и Будённая"