Чтобы понять, что за человек хочет в компанию на работу и насколько он соответствует заявленным требованиям, кадровики и тренеры часто проводят психологическое тестирование кандидатов.
Создание психологического портрета
Цель составления портрета: Психологическое тестирование – попытка получить целостное представление о человеке, предоставить актуальную обратную связь ему самому и его нынешнему или будущему руководству.
Возможности использования психологического портрета:
-
Психологическое тестирование как стимул к развитию
-
Дает возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.
-
Особое внимание уделяется «спящим» способностям, не нашедшим применения на сегодняшнем рабочем месте, т.е. изучается потенциал. Так работодатель увидит не только уровень сотрудников компании сейчас, но и оценит возможности роста.
-
Если тестируемые готовы к движению и росту, они получат соответствующий стимул и знание, над чем нужно работать.
-
Руководители смогут лучше разобраться в качествах каждого члена команды и способствовать их развитию.
-
Эффективная кадровая политика: возможность не по наитию, а осознанно выбирать подходящих кандидатов для определенной работы.
-
-
Оценка кандидата на вакантное место
-
Установка степени соответствия между качествами кандидата и его будущими должностными обязанностями, общей атмосфере в коллективе и стилем руководства менеджера, которому придется подчиняться.
-
Возможность ответить на вопрос: совпадают ли интересы компании и интересы претендента.
-
Позволяет сделать вероятный прогноз карьеры обследуемого в случае принятия его на работу.
-
-
Тестирование сотрудников в случае повышения или перевода
Есть два варианта поведения организации в случае повышения или перевода сотрудника:
а) если появляется вакантное место, психологическое тестирование дает заключение о пригодности кандидата.
б) всегда предпочтительнее увидеть перспективных кандидатов в организации до того, как появится вакансия:
-
Организация получает возможность терпеливо выращивать нужных ей сотрудников, а не устраивает между ними гонки на выживание.
-
Главной задачей становится подготовка сотрудника к изменению его положения в фирме.
-
Разрабатываются рекомендации по обучению сотрудника и коррекции его слабых сторон.
-
Реализация услуги осуществляется путём компьютерного психологического тестирования и глубинного собеседования с тренером, на основании чего составляется «Психологический портрет» - заключение, состоящее из описания параметров личности, на основании которых можно сделать предположение о степени соответствия или несоответствия кандидата предполагаемой должности.
Ниже представлен ориентировочный список вопросов, на которые можно получить ответ в ходе психологического обследования. При постановке задач организацией для исследования сотрудников, данная схема может быть адаптирована под потребности организации.
Вопросы, на которые можно получить ответ в ходе психологического тестирования:
Интеллект
-
Способность испытуемого мыслить логически, аналитически, абстрактно, конкретно? Сюда же входят тексты на IQ и EQ.
-
Каковы характерные особенности речи?
-
Насколько эмоциональность влияет на умственную деятельность?
-
Характерные стили решения задач?
-
Выражено ли внимание к деталям, последовательность, структурирован ли рабочий процесс?
-
Насколько хорошо испытуемый работает с большими объемами информации?
-
Насколько развита способность выделять главное, отличать важное от неважного?
-
Свойственны ли тяга к познанию нового, широта взглядов и интересов?
Эмоции
-
Каков общий эмоциональный настрой? Находится ли он (она) в спокойном состоянии или, наоборот, в состоянии постоянного нервного напряжения?
-
Свойственна ли испытуемому открытость или замкнутость?
-
Насколько способен «выложиться» для достижения своей цели и насколько – расслабиться и не стремиться постоянно чего-либо достичь?
-
Что для него важнее - цель или средства?
-
Устойчив ли испытуемый к стрессам?
-
Способен ли проявлять инициативу и действовать в ситуации критики в свой адрес, длительного ожидания, фрустрации или утомления?
-
Какова степень эмоциональной зрелости данной личности? Чувствует ли человек себя ответственным за происходящее с ним?
Мотивация
-
Каковы основные потребности и как они «двигают» человека по жизни?
-
Как кандидат выражает эти потребности в поведении?
-
До какой степени ему свойственно реагировать на текущую ситуацию, «пользоваться моментом»,то есть до какой степени тактические соображения перевешивают стратегические в картине мира?
-
Движет ли действиями кандидат потребность «превзойти себя»? Если да, то отражается ли она в склонности заниматься тем делом, которое развивает его способности, дает ощущение успешного решения все усложняющихся задач?
Коммуникации
-
Ведет ли испытуемый себя в обществе дружелюбно, открыто и доброжелательно?
-
Кто он – экстраверт или интроверт?
-
Постоянен ли стиль его поведения или меняется в зависимости от обстоятельств?
-
Считает ли он, что все хорошо настроены по отношению к нему, или напротив, готов каждого подозревать в недобрых намерениях?
-
Взаимодействует ли он с другими людьми прямо или предпочитает обходные маневры?
-
Какую создает вокруг себя атмосферу?
-
Располагает ли этот человек к доверию?
-
Каково его поведение в конфликтной ситуации?
Понимание себя и окружающих
-
До какой степени дифференцирована и объективна «Я – концепция» испытуемого?
-
Осознает ли он свои собственные возможности, ограничения, сильные и слабые стороны?
-
Склонен ли он к самоанализу и превращается ли этот анализ в самооправдание или самобичевание?
-
Сформирован ли у него реалистический и «правильный» уровень притязаний?
-
Способен ли человек воспринимать любой опыт как отправную точку для роста и изменения?
-
Как этот человек пытается понимать и оценивать других людей и их реакции?
-
Склонен ли он вникать в скрытые мотивы поступков окружающих?
-
Присуще ли ему уважение к восприятию реальности, взгляду на мир и ценностям, не похожим на его собственные?
Деловые характеристики
-
Как какндидат относится к своей нынешней работе?
-
Чего он хочет от нее добиться?
-
Насколько упорен он в достижении цели?
-
Насколько развита ответственность и исполнительность?
-
Насколько испытуемый способен организовать свою деятельность самостоятельно?
-
Насколько испытуемый способен адаптироваться к изменяющейся ситуации?
-
Как руководить этим сотрудником?