Вы здесь

Психологическое тестирование сотрудников и кандидатов

Чтобы понять, что за человек хочет в компанию на работу и насколько он соответствует заявленным требованиям, кадровики и тренеры часто проводят психологическое тестирование кандидатов.

Создание психологического портрета 

Цель составления портрета: Психологическое тестирование – попытка получить целостное представление о человеке, предоставить актуальную обратную связь ему самому и его нынешнему или будущему руководству.

Возможности использования психологического портрета:

  1. Психологическое тестирование как стимул к развитию

    • Дает возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.

    • Особое внимание уделяется «спящим» способностям, не нашедшим применения на сегодняшнем рабочем месте, т.е. изучается потенциал. Так работодатель увидит не только уровень сотрудников компании сейчас, но и оценит возможности роста.

    • Если тестируемые готовы к движению и росту, они получат соответствующий стимул и знание, над чем нужно работать.

    • Руководители смогут лучше разобраться в качествах каждого члена команды и способствовать их развитию.

    • Эффективная кадровая политика: возможность не по наитию, а осознанно выбирать подходящих кандидатов для определенной работы.

  2. Оценка кандидата на вакантное место

    • Установка степени соответствия между качествами кандидата и его будущими должностными обязанностями, общей атмосфере в коллективе и стилем руководства менеджера, которому придется подчиняться.

    • Возможность ответить на вопрос: совпадают ли интересы компании и интересы претендента.

    • Позволяет сделать вероятный прогноз карьеры обследуемого в случае принятия его на работу.

  3. Тестирование сотрудников в случае повышения или перевода

    Есть два варианта поведения организации в случае повышения или перевода сотрудника:

    а) если появляется вакантное место, психологическое тестирование дает заключение о пригодности кандидата.

    б) всегда предпочтительнее увидеть перспективных кандидатов в организации до того, как появится вакансия:

    • Организация получает возможность терпеливо выращивать нужных ей сотрудников, а не устраивает между ними гонки на выживание.

    • Главной задачей становится подготовка сотрудника к изменению его положения в фирме.

    • Разрабатываются рекомендации по обучению сотрудника и коррекции его слабых сторон.

Реализация услуги осуществляется путём компьютерного психологического тестирования и глубинного собеседования с тренером, на основании чего составляется «Психологический портрет» - заключение, состоящее из описания параметров личности, на основании которых можно сделать предположение о степени соответствия или несоответствия кандидата предполагаемой должности.

Ниже представлен ориентировочный список вопросов, на которые можно получить ответ в ходе психологического обследования. При постановке задач организацией для исследования сотрудников, данная схема может быть адаптирована под потребности организации.

Вопросы, на которые можно получить ответ в ходе психологического тестирования:

Интеллект

  • Способность испытуемого мыслить логически, аналитически, абстрактно, конкретно? Сюда же входят тексты на IQ и EQ.

  • Каковы характерные особенности речи?

  • Насколько эмоциональность влияет на умственную деятельность?

  • Характерные стили решения задач?

  • Выражено ли внимание к деталям, последовательность, структурирован ли  рабочий процесс?

  • Насколько хорошо испытуемый работает с большими объемами информации?

  • Насколько развита способность выделять главное, отличать важное от неважного?

  • Свойственны ли тяга к познанию нового, широта взглядов и интересов?

Эмоции

  • Каков общий эмоциональный настрой? Находится ли он (она) в спокойном состоянии или, наоборот, в состоянии постоянного нервного напряжения? 

  • Свойственна ли испытуемому открытость или замкнутость?

  • Насколько способен «выложиться» для достижения своей цели и насколько – расслабиться и не стремиться постоянно чего-либо достичь?

  • Что для него важнее - цель или средства?

  • Устойчив ли испытуемый к стрессам?

  • Способен ли проявлять инициативу и действовать в ситуации критики в свой адрес, длительного ожидания, фрустрации или утомления?

  • Какова степень эмоциональной зрелости данной личности? Чувствует ли человек себя ответственным за происходящее с ним? 

Мотивация

  • Каковы основные потребности и как они «двигают» человека по жизни?

  • Как кандидат выражает эти потребности в поведении?

  • До какой степени ему свойственно реагировать на текущую ситуацию, «пользоваться моментом»,то есть до какой степени тактические соображения перевешивают стратегические в картине мира?

  • Движет ли действиями кандидат потребность «превзойти себя»? Если да, то отражается ли она в склонности заниматься тем делом, которое развивает его способности, дает ощущение успешного решения все усложняющихся задач?

Коммуникации

  • Ведет ли испытуемый себя в обществе дружелюбно, открыто и доброжелательно?

  • Кто он – экстраверт или интроверт?

  • Постоянен ли стиль его поведения или меняется в зависимости от обстоятельств?

  • Считает ли он, что все хорошо настроены по отношению к нему, или напротив, готов каждого подозревать в недобрых намерениях?

  • Взаимодействует ли он с другими людьми прямо или предпочитает обходные маневры?

  • Какую создает вокруг себя атмосферу?

  • Располагает ли этот человек к доверию?

  • Каково его поведение в конфликтной ситуации?

Понимание себя и окружающих

  • До какой степени дифференцирована и объективна «Я – концепция» испытуемого?

  • Осознает ли он свои собственные возможности, ограничения, сильные и слабые стороны?

  • Склонен ли он к самоанализу и превращается ли этот анализ в самооправдание или самобичевание?

  • Сформирован ли у него реалистический и «правильный» уровень притязаний?

  • Способен ли человек воспринимать любой опыт как отправную точку для роста и изменения?

  • Как этот человек пытается понимать и оценивать других людей и их реакции?

  • Склонен ли он вникать в скрытые мотивы поступков окружающих?

  • Присуще ли ему уважение к восприятию реальности, взгляду на мир и ценностям, не похожим на его собственные?

Деловые характеристики

  • Как какндидат относится к своей нынешней работе?

  • Чего он хочет от нее добиться?

  • Насколько упорен он в достижении цели?

  • Насколько развита ответственность и исполнительность?

  • Насколько испытуемый способен организовать свою деятельность самостоятельно?

  • Насколько испытуемый способен адаптироваться к изменяющейся ситуации?

  • Как руководить этим сотрудником?